Печерских Виктор Николаевич,
директор по финансам и аудиту
Еженедельник "Бизнес Навигатор Владимир" №11 (80) от 26.03.2012
Сфера аудита в России два года находится в ситуации перманентных реформ и все больше подходит к западному образцу. К этому процессу относятся введение института саморегулируемых организаций, изменение в стандартах качества, контроле качества, введение системы контроля качества со стороны Росфиннадзора. Но самым, пожалуй, серьезным среди мероприятий реформы аудита стала процедура получения единого аттестата для уже аттестованных аудиторов. Как коснулись эти изменения владимирских аудиторов, еженедельнику "Бизнес Навигатор" рассказал член Общественного совета по развитию предпринимательства, торговле и сферы услуг при губернатора Владимирской области, член Общественного совета по поддержке субъектов малого предпринимательства при прокуратуре Владимирской области, директор по финансам и аудиту АКЦ "Консуэло" Виктор Николаевич Печерских.
Новые стандарты
- Какова сейчас ситуация - идет развитие аудита на основе саморегулируемых организаций. Ранее мы были в непосредственном подчинении Министерства финансов, Минфин нас контролировал, но этот контроль осуществлялся эпизодически, в основном по «сигналам». Например, наша аудиторская организация не была проверена Минфином России ни разу . Сейчас, начиная с 2009 года, у нас - саморегулируемая организация (СРО), как у строителей и оценщиков. И если раньше, чтобы быть аудиторской организацией, необходимо было иметь лицензию, то сегодня - надо быть членом саморегулируемой организации, при этом требования к аудиторам и аудиторским организациям возросли, кроме того, возросли и расходы. Теперь при вступлении в СРО необходимо увеличить взнос до 100 тысяч рублей, а также ежегодно платить взносы. Для фирмы с численностью примерно 10 аудиторов и выручке свыше 20 млн. рублей расходы составят 100 тысяч рублей ежегодно. Поскольку теперь контроль осуществляет СРО, то на эту проверку необходимо направлять в саморегулируемую организацию примерно 80 тысяч рублей.
Раз в три года нас проверяют. В 2010 году мы уже прошли проверку со стороны СРО, в 2013-м будет очередная проверка. Но Минфин по-прежнему является контролирующим органом как для аудиторских организаций, так и для СРО. Эту функцию будет выполнять Росфиннадзор. Плановые проверки им будут проводиться не чаще 1 раза в 2 года, внеплановые - в основном по сигналам.
Еще одно нововведение - аттестация аудиторов. С 1 января 2011 года аудиторы имеют право сдать экзамены на единый аттестат, который дает им право проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25% и ряд других предприятий. Все остальные предприятия аудиторы имеют право проверять со старым аттестатом.
Несмотря на то, что для аудиторов, имеющих аттестаты, экзамен сдается по упрощенной схеме. При этом сдача по упрощенной схеме прекращается 1 января 2013 года. Но экзамен достаточно сложный. Во Владимирской области на данный момент порядка 70 аудиторов, а сдали экзамен на получение единого аттестата только 3 человека. Преимущества единого аттестата в том, что аудитор может проводить аудит любой организации.
Аудиторская проверка: в чем выгода?
Аудиторские проверки, хоть и являются обязательным условием для определенных компаний, воспринимаются частью руководителей как повинность. Но проверка выявляет ошибки бизнеса, а значит, и выгода для предприятия есть?
- Аудит - вещь обязательная для ряда предприятий: открытых акционерных обществ, предприятий, чья выручка свыше 400 млн. рублей или чьи активы превышают 60 млн. рублей. Такие предприятия обязаны обращаться в аудиторские фирмы (в отдельных случаях и к индивидуальным аудиторам) за получением аудиторского заключения - официального документа, предназначенного для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемых лиц.
Многие организации не понимают, что помимо необходимой повинности, это может обернуться для них существенной финансовой выгодой.
В свое время я анализировал предприятия, в которых мы проводили аудит, и пришел к таким выводам, что потраченные деньги на аудиторские проверки окупались. Соотношение следующее: с 1 рубля средств, вложенных в аудит, доход проверяемого составляет 5 рублей (сейчас этот показатель снизился, но выгода все равно есть). Это штрафы и пени, которые могли бы насчитать предприятию налоговые органы, когда увидели бы, что не доплачены налоги. Это и переплаченные налоги. Если вы выберете «дешевого» аудитора, который будет проверку чисто формально, то такого эффекта не будет.
Новые подходы увеличивают прибыльность бизнеса
Сейчас многие говорят о применении новых технологий. А термин "автоматизация процесса" из технической сферы перекочевал и к аудиторам.
- Автоматизация процесса нужна для оперативного управления предприятием. Мы занимаемся автоматизацией на базе программы фирмы 1С. Эта программа удобна тем, что важную информацию руководитель может получить быстро и принять оперативное решение. А когда предприятие становится крупным, без автоматизации принять верное решение практически невозможно. Управление закупками, продажами — все эти вещи разработаны у нас на высоком уровне. Они позволяют руководителям видеть картину в целом и вести бизнес, исходя из этих данных, определять провальные моменты, видеть, на чем надо сконцентрировать внимание. Надо добавить, что мы стали партнерами с фирмой 1С по программе "1С Консалтинг", единственные в регионе среди консалтинговых фирм. Компанией 1С разработаны конфигурации, которые подходят и для малых, и для средних, и для крупных предприятий.
Купить успешный бизнес - сейчас этим мало кого удивишь. А вот удержать дело на прежнем уровне, сделать его прибыльным - это удается далеко не всем. Между тем, в услугах юридических, консалтинговых фирм появилась новая графа - финансовое моделирование. Как эта услуга работает на практике? И реально ли помогает при открытии, покупке, продаже бизнеса?
- Финансовое моделирование - это часть бизнес-планирования, которая позволяет гибко смоделировать, как предприятие будет себя вести при различных сценариях развития рынка. Я раскрою все на примере. Вы замечали: работает успешное предприятие, приходит новый владелец, купивший бизнес, допустим, за 100 миллионов, а, спустя небольшое время, этот бизнес становится убыточным. И теперь уже убыточный бизнес выкупает прежний владелец за цену в 10 раз ниже, и снова бизнес начинает приносить прибыль. Все дело в том, что покупатель бизнеса не провел соответствующего финансового анализа, не проанализировал рынок поставки сырья, рынок сбыта. Хотя все эти факторы надо обязательно анализировать перед покупкой бизнеса с привлечением специалистов. Почему первый владелец успешно ведет бизнес? Потому что он обращается за помощью к профессионалам. Существуют компании, у которых есть свой отдел финансового моделирования, для большинства же бизнесменов приемлем вариант найма сторонней организации.
Мы сейчас предлагаем услуги финансового моделирования, они помогают сделать дело успешным. Надо помнить, что бизнес-среда с каждым годом предъявляет все новые и новые требования к развитию и ведению бизнеса. А мы сейчас, кроме аудита, оказываем комплекс услуг - по оценке, управленческому консалтингу, ведению бухгалтерского учета и его автоматизации, юридическому сопровождению, в том числе в судах, - что позволяет клиенту получить все и в одном месте.