Аудит-консультационный центр "Консуэло"

 

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимаетелей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

А.А. Левушкин,
и.о. начальника отдела по надзору
за соблюдением федерального законодательства

Проведен мониторинг реализации Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон) и подведены итоги прокурорского надзора на данном направлении в первом полугодии 2012 года.

Одним из направлений прокурорского надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности является надзор за законностью принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления нормативно-правовых актов.

Большая часть выявляемых нормативных актов, не соответствующих требованиям Федерального закона - это акты, регламентирующие порядок осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, так называемые административные регламенты.

Незаконные правовые акты выявлялись в Гороховецком, Гусь-Хрустальном, Вязниковском, Судогодском и других районах.

Противоречия с Федеральныи законом выявлялись в части указания основания для проведения проверок хозяйствующих субъектов, последовательности административных процедур при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.

Выявлялись нормативные акты, возлагающие контрольные функции на неуполномоченные органы.

Так, в марте текущего года постановлением главы Меленковского района полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля были возложены на муниципальное бюджетное учреждение "Управление земельных отношений". Наделение данного учреждения, не входящего в структуру органов местного самоуправления, властными исполнительно-распорядительными функциями противоречит требованиям ст. 2 Федерального закона.

На данное постановление прокурором района принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

Проводится большая превентивная работа, направленная на недопущение принятия незаконного нормативного правового акта региональными и муниципальными органами власти. С данными органами налажено взаимодействие, в рамках которого поступающие в органы прокуратуры проекты нормативных  правовых актов проходят правовую экспертизу на предмет соответствия их требованиям федерального и регионального законодательства.

Другим направлением работы прокуроров является надзор за деятельностью органов контроля (надзора) при осуществлении проверок объектов предпринимательской деятельности.

Анализ работы показал, что по-прежнему органами контроля (надзора) допускаются нарушения требований Федерального закона.

По результатам проведенных проверок в первом полугодии 2012 года выявлено 167 нарушений, внесено 43 представления (к дисциплинарной ответственности привлечено более 10 должностных лиц).

Вместе с тем, нельзя не отметить снижение как выявляемых нарушений, так и принятых по ним мер прокурорского реагирования по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Причиной снижения нарушений послужило внесение органами контроля (надора) определенных коррективов в свою работу, принятие административных регламентов, устанавливающих последовательность административных процедур, осуществляемых должностными лицами органов контроля (надзора).

Нарушения требований Федерального закона установлены в ходе проверок подразделений государственного пожарного надзора.

Вязниковской межрайонной прокуратурой проведена проверка отдела надзорной деятельности по Вязниковскому району УНД ГУ МЧС России по Владимирской области,  в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона, связанные с ненадлежащим оформлением распоряжений о проведении проверок, актов, составленных по результатам проверок.

По фактам выявленных нарушений межрайонным прокурором начальнику ОНД по Вязниковскому району внесено представление, по результатам рассмотрения которого 2 виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Нарушения требований Федерального закона при оформлении распоряжений (приказов) о проведении проверок и актов, составленных по результатам их проведения, выявлялись в территориальных подразделениях государственного пожарного надзора прокуратурой города Владимира, Ковровской городской, Гусь-Хрустальной, Кольчугинской межрайонными прокуратурами, прокуратурами Меленковского и Судогодского районов.

Органами прокуратуры выявлялись нарушения требований Федерального закона в территориальных отделах Управления Росреестра по Владимирской области.

Александровской городской прокуратурой в местном территориальном отделе выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим оформлением распоряжений о проведении проверок (в распоряжениях не указывались сроки проведения мероприятий по контролю, фамилии, имена, отчества лиц, подготовивших проекты распоряжений) и актов по результатам их проведения (отсутствие имен и отчеств должностных лиц, проводивших проверку, сведений об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, сведений о времени, в течение которого проводилась проверка).

По результатам проверки городским прокурором в адрес начальника территориального отдела внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Нарушения требований Федерального закона выявлялись и в органах муниципального контроля.

Муромской городской прокуратурой проведена проверка КУМИ администрации о. Муром. Установлено, что в нарушение требований статей 13, 16 Федерального закона после окончания проведения плановой проверки в отношении ООО "Астра" и составления акта по результатам проверки №6 от 02.04.2012 органом муниципального земельного контроля были проведены дополнительные мероприятия по контролю, по итогам которых внесены изменения в первоначальный акт проверки.

На данные нарушения, а также на нарушения, связанные с ненадлежащим оформлением распоряжений о проведении проверок и актов по результатам их проведения, указано в представлении, внесенном городским прокурором в адрес главы муниципального образования о. Муром, которое рассмотрено и удовлетворено.

В качестве информирования хочу сообщить, что прокурорами на систематической основе осуществлялся надзор за полнотой и своевременностью исполнения контролирующими органами ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В отчетном периоде не проведено 428 запланированных проверок, из них: 244 проверки не проведено в связи с ликвидацией, прекращением деятельности проверяемого лица, а также сменой собственника; 64 - в связи с тем, что предприниматели не вступили в трудовые отношения с работниками (проверка соблюдения трудового законодательства), 4 - в связи с загруженностью органа, 15 - без каких-либо причин.

По всем фактам непроведения плановых проверок без уважительных причин прокурорами дается оценка деятельности органов контроля (надзора). При выявлении нарушений принимаются акты прокурорского реагирования.

Так, в апреле 2012 года прокуратурой области проведена проверка реализации департаментом ветеринарии администрации Владимирской области (далее - Департамент) полномочий по государственному контролю (надзору) исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства о животном мире и ветеринарного законодательства.

Проверены материалы плановых проверок, проведенных в истекшем периоде 2012 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Результаты проверки показали, что Департаментом нарушаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок осуществления государственного контроля (надзора), связанные с ненадлежащим оформлением распоряжений о проведении проверок и актов по результатам их проведения, нарушением срока уведомления проверяемых лиц о проведении плановой проверки.

Кроме того, установлено, что в нарушение требований пункта 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона Департаментом не разработан административный регламент проведения плановых и внеплановых проверок.

По фактам выявленных нарушений в адрес директора Департамента заместителем прокурора области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором также поставлен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Представление рассмотрено и удовлетворено. Два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Особое внимание органами прокуратуры области уделяется вопросам реализации полномочий по согласованию внеплановых выездных проверок.

В первом полугодии 2012 года на рассмотрение прокурорам поступило 224 заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок.

По 77 поступившим заявлениям в согласовании проведения проверок отказано, что составляет 34,4% от общего количества поступивших заявлений о согласовании.

При этом органами прокуратуры области согласовано 147 проверок, что составляет 65,6% от общего количества поступивших заявлений.

Анализ динамики поступления заявлений о согласовании проверок свидетельствует об увеличении количества направленных заявлений в первом полугодии 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - со 186 до 224 заявлений (почти на 20,5%).

Решения, принятые прокурорами по результатам рассмотрения заявлений о согласовании, не обжаловались.

Прокуратурой области организовано оперативное поступление из гормежрайспецпрокуратур материалов по согласованию внеплановых выездных проверок, которые изучаются, недостатки в работе доводятся до прокуроров. Решения гормежрайспецпрокуроров по согласованию проведения проверок прокуратурой области не отменялись.

Работа на данном направлении продолжается.

 

Нормативная правовая база по вопросам рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях, проведения судебных заседаний в режиме видеоконференции.

1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

3. Проведение судебных заседаний в режиме видеоконференции: статья 153.1 АПК РФ и пункт 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №12 (ред. от 12.07.2012) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".