Аудиторская проверка предприятия широко распространена в бизнес-сообществе. Без нее практически невозможно взять кредит в банке или привлечь инвестора. О том, как не прогадать при выборе аудитора, нам рассказал Анатолий Жаренов, директор Аудит-консультационного центра "Консуэло".
Бизнес заинтересован в правильном составлении финансовой отчетности. Как избежать ошибок при ее составлении, особенно тех, которые могут быть позже выявлены при налоговой проверке?
- Главное, для чего существует аудит, - это выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Пользователь берет проаудированную отчетность (а она, как правило, сшита с аудиторским заключением) и видит, что независимый аудитор выразил мнение о достоверности данной отчетности. Если мнение положительное, такой отчетности можно доверять. В банке, например, без аудиторского заключения практически невозможно получить кредит.
Хочу заметить, что аудит касается налогового учета в том случае, когда операции, которые ведутся в рамках налогового учета, оказывают существенное влияние на показатели финансовой отчетности. Если же речь идет о том, что аудиторская фирма должна проверить налоговую отчетность (возможно, с выверкой каждой цифры), то в рамках традиционного аудита это не делается, для этого надо проводить "налоговый аудит". Желательно, чтобы специализированный налоговый аудит проводила другая фирма для обеспечения принципа независимости аудита.
Как грамотно выбрать аудитора? Кому доверить эту ответственную миссию?
- Во первых, аудиторская фирма должна в обязательном порядке состоять в одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Во-вторых, у нее должно быть не менее трех аттестованных аудиторов. Самое главное, у фирмы должна сложиться положительная репутация на рынке услуг. Важно также, прирастает ли у нее количество клиентов с течением времени. Желательно, чтобы фирма работала не менее 3-5 лет, потому что не реже, чем один раз в 5 лет, аудиторские фирмы проходят проверку качества оказываемых услуг. По собственному опыту знаю, что лучше рекламой аудитора являются положительные отзывы клиентов, передающиеся из уст в уста.