Пресловутые 0,5 для пожарных

Печерских Виктор Николаевич,
директор, главный аудитор,
Жаренов Анатолий Валерианович,
заместитель директора по экономико-правовым вопросам,
Усоева Светлана Владимировна,
юрисконсульт

Периодическое издание "Бизнес Партнер" г. Владимир, №6, 2002

Согласно части седьмой статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности" для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органам местного самоуправления было предоставлено право устанавливать обязательные отчисления в размере 0,5% от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.

Воспользовавшись предоставленным им правом, многие органы местной власти установили такого рода отчисления. Так, во Владимире было принято Постановление Главы администрации от 30.11.1995 №200 (в ред. от 25.01.1996) "О порядке исчисления средств на пожарную безопасность" и Решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 22.03.2001 №59 "Об установлении обязательных отчислений на содержание пожарной охраны города", в городе Муроме - Решение Муромского городского Совета народных депутатов от 02.06.1998 №49, которым было утверждено Положение "О порядке взимания обязательных отчислений от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов на территории города Мурома".

Однако с 1 января 1999 года, с момента вступления в силу первой части Налогового кодекса Российской Федерации эти нормы стали противоречить Налоговому кодексу РФ.

Действительно, статьей 2 Федерального закона от 31.07.1998 №147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" предусмотрено, что впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой НК РФ на территории Российской Федерации могут взиматься только те налоги и сборы, которые установлены статьями 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 №2128-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Указанные обязательные отчисления на пожарную охрану являются налогом, так как отвечают всем его признакам, определенным статьей 8 НК РФ и имеют четко выраженный фискальный (налоговый) характер. При этом обязательные отчисления на финансирование задач пожарной охраны не названы ни в числе местных налогов (статья 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), ни в числе иных налогов, взимаемых в Российской Федерации (федеральных и региональных). Следовательно, взимание указанных отчислений оказалось неправомерным.

Несмотря на то, что налоговые органы не предъявляли и не предъявляют к предприятиям каких-либо требований по уплате обязательных отчислений на пожарную охрану, Государственная противопожарная служба продолжает настаивать на уплате указанных обязательных отчислений.

Многочисленные обращения предприятий, организаций к органам местной власти, в прокуратуру, в Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации с просьбой о принятии мер по приведению в соответствие с налоговым законодательством указанных нормативных актов не дали положительного результата.

Правоприменительная практика сложилась также не в пользу предприятий и организаций. Так, Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 16.03.2001 прокурору г. Владимира было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации г. Владимира о признании недействительным Постановления Главы администрации. Решением Арбитражного суда Костромской области от 02.10.2000 (дело №А31-1717/10) было отказано во взыскании с Фонда пожарной безопасности сумм неосновательного обогащения, перечисленных в виде обязательных отчислений в размере 0,5% от строительной деятельности для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.

Однако точки на "i" в этом вопросе поставил Конституционный суд Российской Федерации. В Определении от 31.11.2001 №239-О указано, что после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" норма части седьмой статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности" не подлежит изменению, несмотря на то, что она не указана в Законе среди норм, утрачивающих силу.

Таким образом, все вышеизложенные нормы органов местной власти, а также иные аналогичные нормы, основанные на части седьмой статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности", которые изданы другими органами местного самоуправления, должны быть отменены в установленном порядке или не должны применяться как не соответствующие закону. Предприятия и организации, ранее безуспешно пытавшиеся взыскать перечисленные суммы отчислений, могут теперь снова обратиться в суд и попытаться разрешить спор в свою пользу.